5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 6 минуты
[seo-breadcrumbs]

(Фотографии и видео, представленные в этой статье, взяты с сайтов только для ознакомительных целей)

Сегодня я познакомлю вас, дорогие путешественники с еще одним из самых важных оберегов — рубашками оберегами.

Рубашки могут быть вписанными со стихами из Корана, именами Аллах и пророков и с числами. Они могут нести изображения или символы, например астрологические. Считается, что вписанные имена могут обеспечить перевозчику защиту и руководство. Хотя рубашки-талисманы можно носить для защиты от многих зол, большинство из них, похоже, служат щитом в бою.

Самые ранние из сохранившихся экземпляров рубашек-оберегов были созданы примерно в XV веке, хотя традиция их изготовления может быть намного старше. В Коране в суре «Юсуф» рубашка пророка Юсуфа описывается как дающая ему защиту и даже чудодейственная. Пророк передает ее своим братьям, чтобы исцелить слепоту его отца Якуба: «Ступайте с моей рубахой и накиньте ее на лицо моего отца, и тогда он прозреет, а потом привезите ко мне всю свою семью» [Коран 12:93].

Надписи на рубашках-оберегах представлены в основном сурами и аятами Корана. Кроме того, это могли быть имена и атрибуты Аллаха (асма-и хусна), имена разных пророков и четырех главных ангелов, печать Пророка Мухаммада и восхваляющие его стихи, а иногда и «хилья» (описание Пророка). В некоторых случаях встречаются имена Фатимы, ее сыновей Хасана и Хусейна, первых четырех халифов и знаков зодиака. Почти все талисманные рубашки украшены символами абджада – системы обозначения чисел с помощью арабских букв и сопряженная с ней возможность нахождения суммарного числового содержания слов, написанных арабскими буквами.

Рубашки-обереги имели огромную религиозную и материальную ценность среди мусульманских правителей и представителей элиты в Африке и Азии. Выделяют четыре типа таких рубашек: османские, сефевидские, могольские (индийские) и западноафриканские. Каждый тип отличает свой стиль и использованные формулы, а также дизайн. Сохранилось немало рубашек-оберегов, но лишь очень небольшое их количество подписано и датировано. Одна из них – хранящаяся во дворце-музее Топкапы. Согласно надписям на ней, она была заказана султаном Мехмедом II Завоевателем для своего сына Джем-султана (ум. 1495). Также на ней указаны даты начала и завершения работ: 30 марта 1477 – 29 марта 1480. Таким образом, это дает точную информацию о том, сколько времени занимало создание такой одежды – 3 года.

Предлагаю посмотреть небольшую фото галерею рубашек оберегов —



Для изготовления рубашек-оберегов существовали отдельные мастерские, в которых имелись, помимо прочего, астрологи и каллиграфы. Создавались эти изделия в условиях строгой секретности. Астролог консультировал мастеров, так как при создании рубашки учитывались день рождения ее будущего владельца, имя его матери, положение звезд и т.п. При этом строго контролировалось, чтобы не были допущены ошибки. Процесс не допускал ни малейшего отступления – если изделие не удавалось завершить в установленный срок, оно считалось негодным. Образцы подобной незавершенной одежды можно увидеть в музеях мира. В частности, к таким относится уже упоминавшаяся рубашка, предназначенная для Джем-султана: она не была закончена в нужное время, поэтому никогда не носилась.

Вопрос о функции рубашек-оберегов вызывает споры. К сожалению, источников, в которых описывается или хотя бы упоминается использование такой одежды, очень мало. В одном из таких турецких источников, относящемся к 1530 г., сообщается о рубашке, изготовленной святым человеком в Мекке, которую не могли пробить ни пули, ни мечи. Эта рубашка была заказана султану Сулейману Великолепному (1520-1527) его женой Хюррем-султан и сохранилась до наших дней. Она также находится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Хотя рубашки-обереги использовались как защита от болезней, сглаза, трудных родов, внезапной смерти и опасностей в пути, считается, что большинство из них предназначались для защиты владельца в бою. На таких рубашках, которые носили под доспехами, были нанесены аяты Корана, в которых говорилось о победе. Известно, что подобную одежду носил султан Сулейман Великолепный во время походов, в частности, во время битвы при Мохаче (1526 г.) – одного из самых значительных сражений в истории Центральной Европы.

Предлагаю к просмотру небольшой отрывок из фильма, где упоминается рубашка-оберег —



В музее Виктории и Альберта в Лондоне хранится рубашка-оберег, изготовленная в Индии в XV-XVI вв. Это может показаться невозможным, но на этой рубашке полностью нанесен весь Коран – текст начинается на обратной стороне правого рукава и заканчивается на нижней стороне левого. Внутри двух больших кругов на груди помещены «Слова свидетельства» – выражение «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – Его пророк». Плечи украшены картушами, в которых повторяется слово «Аллах». Для того, чтобы писать было легче, хлопок, из которого изготовлена эта одежда, был пропитан крахмалом.

Кроме того, в качестве талисманов и оберегов использовали камни, металлы, полоски бумаги, пергамент, кожу и драгоценные камни. Всевозможные надписи, особенно те, что содержали стихи Корана, народом считались сосредоточением величайшей магии и силы.

  • Лучшим оберегом был маленький экземпляр Корана, его часто носили в расшитом кожаном или бархатном чехле на шёлковом шнурке, перекинутом через левое плечо и поперек тела;
  • Очень могущественными были также девяносто девять имен Бога;
  • Другие письменные обереги содержали имена святых и ангелов, или магические квадраты, или диаграммы и комбинации цифр, а иногда слова заклинания вставлялись между стихами из начальной суры Корана.

Эти письменные обереги носили и взрослые, и дети: их вешали на колыбели, в домах и лавках а ещё на шеи или лбы животных. Фактически они использовались повсеместно как защита от зла и как помощь в самых разных жизненных ситуациях: для изгнания злых духов, разлучения влюбленных, предотвращения ухода мужчины от жены к другой женщине, излечения серьезной болезни, помощи в финансовых делах и работе.

Кадр из сериала «Великолепный Век». К колыбели привязаны обереги. Кроме того, они упомянуты и в самом повествовании

Почти в каждой общине были женщина или мужчина, обладающие знанием о правильном использовании оберегов. Они были важным элементом общества — составляли обереги, заклинания и противоядия, а ещё с ними советовались о выборе благоприятного времени и подходящей пары.

Все, от правящей элиты до простых людей, верили в разрушительное действие сглаза. Если что-то в мире и могло победить судьбу, так это дурной глаз. Если кто-то восхвалял красоту ребенка, обязательным было употребление междометия «машалла» (букв. «то, что пожелал Аллах» ), это считалось достаточным для противодействия силе всех злых духов. А если вдруг если ребенок заболевал или попадал в беду, непременно решалось, что человек, произнесший комплимент, поразил ребенка злым духом.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.