5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 3 минуты
[seo-breadcrumbs]

(Фотографии и видео, представленные в этой статье, взяты с сайтов только для ознакомительных целей)

Наверняка, многие путешествующие в Турцию интересовались исламом. Сегодня я расскажу о том, как заботятся о потомках Пророка(мир ему) во всем исламском мире.

Как известно, потомков Посланника Аллаха (мир ему) называют сеидами и шерифами. Они пользовались глубоким почитанием и уважением во всем исламском мире.

Во времена Аббасидов был создан институт накибов, целью которого была забота о потомках Пророка (мир ему). Институт накибов функционировал также в государствах Фатимидов, Сельджуков, Зенгидов, Аюбидов и Хулагуидов. При халифе Мамуне (786-833 гг.) появилась традиция ношения потомками Пророка одеяний зеленого цвета, чтобы отличаться от других людей.

В Османской империи для ведения дел сеидов и шарифов была введена должность накиб аль-ашрафа. Впервые она появилась при султане Баязиде I. Накиб аль-ашраф пользовался таким уважением, что падишах вставал при его появлении.

Накиб

НАКИБ (араб. — 1) старейшина, глава; 2) уполномоченный) — термин, в разных значениях широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений в исламе. По примеру 12 апостолов Христа, в халифате при Аббасидах и у исмаилитов утвердилось 12 накибов — «уполномоченных» имама. В середине VIII века возник институт накибов как потомков «семьи пророка». Позже в каждом городе халифата имелся свой накиб, назначавшийся халифом. В обязанности накиба входило осуществление юрисдикции над потомками пророка и членами их семей, пользовавшимися особым статусом (они освобождались от уплаты налогов, получали пособие). До начала X века враждовавшие между собой две ветви хашимитов — Алиды и Аббасиды — находились тем не менее под защитой общего накиба — ставленника последних. Затем Алиды добились права иметь собственного накиба, который распределял среди своих родственников ежемесячное пособие, разбирал жалобы, вершил суд. В Багдаде за должность накиба боролись и владели ею поочередно хасаниты (потомки Хасана) и хусейниты (потомки Хусейна). В суфизме накиб — уполномоченный главы братства на местах. Накибами называли также старейшин городских профессиональных объединений (ремесленников, купцов и т.д.).

Назначал накиб аль-ашрафа султан, сеиды, шерифы и религиозные авторитеты. Он мог быть избран только из числа тех, кто происходил из рода Пророка. Также было необходимо, чтобы накиб аль-ашраф хорошо разбирался в исламском праве. Зарплату он не получал. Хотя для обеспечения первого накиб аль-ашрафа был создан вакф, тот предпочел зарабатывать себе на жизнь изготовлением одеял. В более поздние времена для сеидов и шерифов, чье материальное положение было затруднительным, назначались специальные выплаты.

Накиб аль-ашраф имел разные обязанности. Он делал предупреждения тем потомкам Посланника Аллаха, кто совершал поступки, недостойные их положения, участвовал в разделе военных трофеев. Также он следил за тем, чтобы девушки из рода Пророка не выходили замуж за неподходящих им мужчин, рассматривал иски между потомками Пророка. Накиб аль-ашраф мог назначать своих наместников в разные провинции. С их помощью он составлял списки потомков Пророка, которые назывались «шаджара-и таййиба». В них записывались имена сеидов и шерифов, их детей, место проживания и т.п.

Накиб аль-ашраф, помимо прочего, участвовал в различных церемониях во дворце. При восшествии на престол султана он первым приносил ему присягу, а также проводил церемонию опоясывания нового правителя мечом. В дни праздников накиб аль-ашраф первым поздравлял султана.

Резиденция накиб аль-ашрафа находилась в Стамбуле. При Абдульхамиде II (1842-1918) во дворце Йылдыз, служившем главной резиденцией турецких султанов, ему были выделены отдельные покои.

В Османской империи сеидов называли «эмирами», мужчины из рода Пророка носили зеленую чалму, а женщины – зеленое головное покрывало. Это было их отличительным знаком. Также они получали документы о своем происхождении, которые именовались «сийадет хюджети» («доказательство принадлежности к сеидам») и освобождались от налогов.

Раджаб аль-Накиб, накиб аль-ашраф Басры (между 1900 и 1918 г.)

Немного истории

Накиб

старейшина, глава, уполномоченный. Во множественном числе нукаба. Так назывались чиновники, которые занимались делами потомков пророка Мухаммада. Как известно, потомки пророка Мухаммада происходят от брака его дочери Фатимы с Али ибн Абу Талибом. У них родились двое сыновей — Хасан и Хусайн. Потомков Хасана стали называть шарифами, а Хусайна — саййидами. Как шарифы, так и саййиды были любимы мусульманами, и обладали большим почетом и авторитетом. Согласно устоявшейся традиции, делами потомков пророка занимались специальные люди, которые вели их дела, фиксировали факт и точную дату рождения их детей. Они были осведомлены, по какой именно линии тот или иной род восходит к семье пророка Мухаммада. Такими людьми и были накибы. Эта должность была очень почетной в мусульманском обществе. В период правления Аббасидских халифов Харуна ар-Рашида и аль-Мамуна шарифы и саййиды носили специальные отличительные знаки в виде зеленных повязок. Однако затем эта традиция была отменена. Спустя некоторое время эта она была возрождена мамлюкскими правителями Египта и существовала в Османской империи. Во времена правления первого Аббасидского халифа ас-Саффаха, были составлены первые списки людей, которые считались потомками пророка Мухаммада. Тогда же начали составляться и генеалогические древа этих людей. Шарифы и саййиды стали пользоваться определенными привилегиями в мусульманском обществе. Они освобождались от уплаты милостыни, получали государственные пенсии. Аббасидские халифы назначали в различные города и области халифата накибов, которые занимались этими делами. В 802/1400 году, в период правления султана Баязида I, в Османской империи был учрежден специальный государственный орган, занимающийся делами саййидов и шарифов. Однако при султане Мехмете II он был временно упразднен. С 900/1494 года, учитель (ходжа) султана Баязида II Саййид Махмуд был назначен на должность почетного накиба (накиб аль-ашраф). Эта должность сохранялась в Османской империи вплоть до ее конца. Накиб аль-ашрафы имели большой штат работников, которые занимались различными делами саййидов и шарифов, вели книги, в которых регистрировали факт рождения и имена их детей, устанавливали их родословное древо, ведущее к пророку Мухаммаду. Каждому потомку пророка Мухаммада накибы выдавали специальный документ, подтверждающий этот факт. Накиб аль-ашрафы носили специальные одежды. В обязанности накибов входило также установление личности различных людей, которые заявляли о себе как о потомках пророка Мухаммада. Дело в том, что по причине большого почета и привилегий, некоторые люди фабриковали свои родословные и приписывали себя к саййидам. Таких людей называли мутасаййидами. В суфизме накибами называли помощников шейхов в завии (суфийской обители). Накибами являлись самые опытные дервиши, добившиеся значительных успехов на пути духовного совершенства.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.